Всего несколько лет назад будущее статистического
образования в России находилось под большим вопросом.
Необходимость думать о будущем и формировать стандарты
для статистиков XXI века заставляет Росстат переходить к
решительным действиям.
Перспективы развития статистического образования в России стали
центральной темой прошедшего 8 июня заседания Общественного совета при
Росстате. Участие в обсуждении приняли представители ведущих вузов,
компаний-работодателей и экспертного сообщества.
По оценке Росстата, сегодня более 100 тысяч человек в стране могут
назвать себя статистиками или специалистами по работе с данными. Они
заняты в органах власти, частном бизнесе, банках и страховых компаниях,
профессиональных ассоциациях и СМИ. Профессия статистик, или data
scientist, входит в число самых перспективных, по оценке ведущих
международных консалтинговых компаний.
Однако еще пять лет назад будущее статистического образования в
России находилось под большим вопросом. В 2018 году российские вузы не
выпустили ни одного выпускника по программе «Статистика». При этом спрос
на специалистов, умеющих работать с данными, стремительно рос и
продолжает расти.
«Очевиден запрос на возрождение статистического образования. Есть
идеи со стороны вузов и спрос со стороны государства, бизнеса и общества.
Генерация данных идет с огромной скоростью, а вот в подготовке
специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить взаимосвязи
и дать определенную картину, наблюдается кризис», — считает председатель
Общественного совета при Росстате Андрей Клепач.
На этом фоне в Росстате от простой констатации дефицита кадров в
органах статистики решили перейти к решительным действиям сразу по
нескольким направлениям.
«Надо научиться искать таланты внутри системы и вне ее. Чтобы
обеспечить подготовку современных статистиков, мы видим два больших
направления работы: взаимодействие с вузами и создание системы
повышения квалификации внутри Росстата. Это позволит сформировать
эффективную систему подготовки кадров», — уверен глава Росстата Павел
Малков.
В Росстате уже запущено несколько программ внутреннего обучения:
образовательный фестиваль «Лидеры Росстата», обучающие программы
«Клик», «Statistics MBA» и другие. Объединит уже начатые образовательные
инициативы Росстата программа «Импульс», направленная на развитие
компетенций и навыков, создание кадрового резерва, а также формирование
системы кадровых и профессиональных лифтов.
Среди наиболее важных проектов, позволяющих вернуться к
качественному статистическому образованию, Павел Малков отметил
возрождение на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова профильного института —
МЭСИ, а также расширение программы сотрудничества с федеральными и
региональными вузами.
К июню 2021 года Росстатом подписано более 25 соглашений, в том
числе с шестью ведущими российскими университетами и академиями:
МИРЭА, Финансовый университет, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГСУ,
РАНХиГС. К 2024 году органы статистики планируют реализовывать
программы сотрудничества с более чем 50 региональными и федеральными
вузами страны.
В Росстате ожидают, что уже в ближайшее время в 16 российских вузах
будут готовить специалистов по направлению «статистика», а МЭСИ станет
флагманом статистического образования в России и СНГ.
«Уже издан приказ о формировании МЭСИ, идет наполнение его
структуры, которая будет состоять из трех элементов: образовательного,
научного и инфраструктурного», — отметил проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова
Виталий Минашкин.
Он подчеркнул, что в структуру МЭСИ войдут недавно созданный
факультет Data Science, а также несколько научных подразделений:
лаборатории «Социально-демографическая статистика», «Количественные
методы исследования регионального развития» и Центр статистики и науки о
данных.
Участвовавшие в обсуждении представители бизнеса указали на ряд
принципиальных компетенций для современного аналитика, работающего со
статистической информацией.
По мнению директора по развитию отношений с органами
государственной власти X5 Group Станислава Богданова, современный
статистик должен уметь находить и предлагать новые решения, искать пути
оптимизации существующих процессов, иметь собственное бизнес-видение и
постоянно продолжать обучение.
«Как работодателю нам важно, чтобы сотрудник умел обрабатывать
большие объемы информации, формировать отчеты, визуализировать
данные», — отметил Станислав Богданов.
С ним солидарен исполнительный директор по исследованию данных
SberAI Михаил Степнов.
«Все, что мы заложим в обучающие программы сегодня, через 20–
30 лет будет устаревшим. Это нужно осознавать. Самое главное, что дает
образование — это возможность научиться учиться. Научиться решать
разноплановые задачи и не бояться браться за те, что кажутся
непосильными», — заметил Михаил Степнов.